Вопрос специалисту
Приказ Ростехнадзора № 682 от 13 июля 2006 г. «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и к ведению этого реестра»
В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и к ведению этого реестра (РД-03-16-2006).
2. Считать не подлежащими применению:
постановление Госгортехнадзора России от 3 июня 1999 года N 39 "Об утверждении Положения о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении государственного реестра" (зарегистрировано в Минюсте России 5 июля 1999 года, регистрационный N 1822);
постановление Росгортехнадзора России от 26 июня 2002 года N 32 "Об утверждении Изменения N 1 к "Положению о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении государственного реестра" (зарегистрировано в Минюсте России 29 июля 2002 года, регистрационный N 3627).
Руководитель К.Б. Пуликовский
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 августа 2006 г.
Регистрационный N 8176
Требования
к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и к ведению этого реестра
(РД-03-16-2006)
(утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13 июля 2006 г. N 682)
I. Общие положения
1. Настоящие Требования разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1977, N 30, ст. 3588; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752) и постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 года N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 48, ст. 5938; 2005, N 7, ст. 560) и от 30 июля 2004 года N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544).
Требования предъявляются к осуществлению регистрации опасных производственных объектов, определенных в Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - государственный реестр).
Государственный реестр представляет собой единый банк данных (систему управления базами данных и единую базу данных производственных объектов), основанный на единых методологических и программно-технологических принципах и содержащий сведения об опасных производственных объектах, которые эксплуатируются юридическими лицами (далее - организациями) на территории Российской Федерации.
Требования обязательны для выполнения всеми организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими эксплуатацию опасных производственных объектов (далее - объекты), и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регистрацию объектов в государственном реестре и ведение этого реестра или его разделов.
2. Регистрация объектов в государственном реестре проводится для учета опасных производственных объектов и эксплуатирующих их организаций. Выявление таких объектов производится путем идентификации опасных производственных объектов в соответствии с настоящими Требованиями.
3. Регистрацию объектов в государственном реестре осуществляют регистрирующие органы. Ими являются Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), в том числе ее территориальные органы, а также другие федеральные органы исполнительной власти (далее - федеральные органы исполнительной власти), которым в установленном порядке предоставлено право проводить регистрацию объектов, эксплуатируемых подведомственными им организациями.
4. Территориальные органы Службы регистрируют в территориальных разделах государственного реестра опасные производственные объекты за исключением объектов, эксплуатируемых организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти.
Федеральные органы исполнительной власти регистрируют опасные производственные объекты в ведомственных разделах государственного реестра.
5. Служба осуществляет ведение государственного реестра, включающего ведомственные и территориальные разделы государственного реестра.
Служба осуществляет координацию и методическое руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти по регистрации объектов в ведомственных разделах государственного реестра и ведению этих разделов, а также методическое обеспечение идентификации опасных производственных объектов, представляет буквенные символы, идентифицирующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие ведение ведомственных разделов государственного реестра.
6. Порядок регистрации в государственном реестре объекта, сведения о котором отнесены к государственной тайне, устанавливают федеральные органы исполнительной власти в пределах их компетенции.
II. Общие требования к идентификации опасных производственных объектов
8.# Идентификация опасных производственных объектов для их регистрации в государственном реестре проводится с целью выявления опасных производственных объектов, эксплуатируемых организацией.
9. Идентификацию опасных производственных объектов проводит организация, эксплуатирующая эти объекты. При идентификации опасного производственного объекта осуществляются выявление и отнесение объекта к категории опасного производственного объекта, определение его наименования, признаков опасности и типа в соответствии с требованиями Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
10. В организации должен быть издан приказ (распоряжение), определяющий сроки проведения идентификации, сроки и порядок представления в регистрирующий орган сведений, необходимых для регистрации объектов в государственном реестре, внесения изменений в государственный реестр, лицо (лиц), ответственное за проведение идентификации и представление сведений. В дополнение к представляемым документам, содержащим необходимые сведения, организация может представлять в регистрирующий орган их электронные копии.
11. В результате идентификации определяются количественные и качественные характеристики опасного производственного объекта и иные характеризующие его сведения. На основании сведений, характеризующих опасный производственный объект, организация заполняет карту учета объекта в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - карта учета) по форме, приведенной в приложении N 1. Порядок оформления карты учета приведен в приложении N 2.
12. В процессе идентификации выявляются все опасные производственные объекты, все признаки опасности и единственный тип каждого опасного производственного объекта, эксплуатируемого организацией, с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области промышленной безопасности и на основе анализа состава предприятия (имущественного комплекса), проектной документации, деклараций промышленной безопасности, технологических регламентов и других документов, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов.
13. При идентификации опасного производственного объекта в качестве объединяющего признака используются производственная площадка (земельный участок) или производственное здание, на которой (в котором) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются (далее - обращаются) опасные вещества; используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115.С; стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры; получаются расплавы и сплавы черных и цветных металлов; ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых и работы в подземных условиях.
Опасным производственным объектом считается не отдельный механизм, оборудование, емкость с опасным веществом, а производственный объект, на котором обращается такое вещество или применяется такое техническое устройство.
В качестве опасного производственного объекта следует выделять предприятие (или его цех, участок и др.), расположенное на одной производственной площадке.
14. Если на предприятии эксплуатируется несколько объектов, и лишь один из них обладает признаками опасности, то следует рассматривать в качестве опасного производственного этот объект, а не предприятие в целом.
Наименования объектов устанавливается по результатам их идентификации в соответствии с перечнем типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре, утверждаемым Службой.
15. Правильность проведения идентификации опасных производственных объектов контролируют регистрирующие органы.
III. Требования к регистрации объектов
16. При регистрации объектов в государственном реестре производится занесение в базу данных государственного реестра сведений о действующих объектах, присвоение им регистрационных номеров в государственном реестре и выдача свидетельства о регистрации этих объектов эксплуатирующей их организации.
При перерегистрации объектов в государственном реестре производится регистрация всех объектов, эксплуатируемых организацией по истечении пяти лет со дня регистрации ее первого объекта или предшествующей перерегистрации, занесение в базу данных государственного реестра сведений о действующих объектах и выдача свидетельства о регистрации этих объектов с указанием нового срока перерегистрации.
Регистрация опасных производственных объектов, в том числе эксплуатируемых подразделениями юридического лица, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица. Организация, которая вновь ввела в эксплуатацию опасный производственный объект, представляет в регистрирующий орган сведения, необходимые для регистрации этого объекта в государственном реестре, в срок не позднее 10 дней с даты начала его эксплуатации. Регистрирующий орган перерегистрирует объекты, эксплуатируемые организацией, через 5 лет после регистрации или предыдущей перерегистрации объектов этой организации. Дата перерегистрации исчисляется с даты регистрации первого опасного производственного объекта организации.
Арендуемые опасные производственные объекты регистрируются или перерегистрируются как объекты, эксплуатируемые организацией - арендатором, которая представляет в регистрирующий орган сведения, необходимые для регистрации или перерегистрации объектов в государственном реестре. Организация, сдавшая в аренду зарегистрированный опасный производственный объект, представляет в регистрирующий орган копию договора аренды и заявление об исключении эксплуатировавшегося ею объекта из государственного реестра. По окончании срока аренды арендатор представляет в регистрирующий орган копию договора аренды и заявление об исключении эксплуатировавшегося им объекта из государственного реестра.
17. Для регистрации или перерегистрации объектов в государственном реестре организация направляет в регистрирующий орган заявление по форме, приведенной в приложении N 3, с приобщением к нему:
а) карт учета объектов (в двух экземплярах на каждый объект);
б) сведений, характеризующих каждый опасный производственный объект;
в) ранее выданного свидетельства о регистрации (при перерегистрации);
г) дополнительных сведений об опасных производственных объектах и эксплуатирующей их организации в составе и объеме, установленных соответствующим федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции (по требованию регистрирующего органа).
18. Регистрирующий орган в срок до 20 дней:
а) проверяет полноту пакета представленных документов, правильность их заполнения и правильность применения критериев идентификации при их составлении;
б) в случае соответствия представленных документов настоящим Требованиям вносит сведения об объекте и эксплуатирующей организации в базу данных государственного реестра (ведомственного или территориального раздела государственного реестра), присваивает каждому опасному производственному объекту регистрационный номер в государственном реестре в соответствии с приложением N 5;
в) вносит сведения о регистрации и регистрационные номера объектов в их карты учета, которые заверяет печатью;
г) оформляет свидетельство о регистрации объектов в государственном реестре по форме, приведенной в приложении N 4, заверяет его печатью, вносит запись о выдаче свидетельства в компьютерную базу данных выданных свидетельств, в которой указывается дата записи, номер и дата свидетельства, эксплуатирующая организация, количество объектов, дата перерегистрации, номер и дата свидетельства, взамен которого выдано настоящее свидетельство, сведения о лице, которому выдано свидетельство;
д) выдает свидетельство о регистрации и по одному экземпляру каждой карты учета представителю эксплуатирующей организации, уполномоченному на их получение, второй экземпляр использует в контрольной работе и работе по формированию соответствующей базы данных государственного реестра;
е) при перерегистрации отправляет документы, представленные при регистрации (предыдущей перерегистрации), на уничтожение в установленном порядке;
ж) в случае несоответствия представленных документов настоящим Требованиям возвращает их (с указанием причин возвращения) организации, которая переоформляет их в течение 10 дней.
19. Организация обеспечивает хранение свидетельства о регистрации в комплекте с картой (картами) учета в качестве документов, подтверждающих регистрацию эксплуатируемых объектов в государственном реестре, и предъявляет указанный комплект документов по требованию должностных лиц регистрирующих органов.
20. Для внесения в государственный реестр изменений в связи с изменениями сведений, содержащихся в свидетельстве о регистрации или в картах учета, организация направляет в регистрирующий орган заявление по форме, приведенной в приложении N 3, с приобщением к нему:
а) вновь оформленных или измененных карт учета объектов, в двух экземплярах;
б) сведений, характеризующих и подтверждающих изменения;
в) ранее выданного свидетельства о регистрации;
г) дополнительных сведений об опасных производственных объектах и эксплуатирующей их организации в составе и объеме, установленных соответствующим федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции (по требованию регистрирующего органа).
21. Регистрирующий орган в срок до 20 дней:
а) проверяет полноту пакета представленных документов, правильность их заполнения и правильность применения критериев идентификации при их составлении;
б) в случае соответствия представленных документов настоящим Требованиям присваивает каждому вновь регистрируемому объекту регистрационный номер в государственном реестре;
в) вносит сведения о регистрации и регистрационные номера объектов в их карты учета и заверяет их печатью;
г) в случае внесения в карты учета изменений, затрагивающих содержание свидетельства о регистрации, оформляет новое свидетельство о регистрации, заверяет его печатью, вносит запись о выдаче свидетельства в компьютерную базу данных выданных свидетельств, выдает свидетельство о регистрации и по одному экземпляру каждой вновь оформленной или измененной карты учета представителю эксплуатирующей организации, уполномоченному на их получение, второй экземпляр использует в контрольной работе и работе по формированию соответствующей базы данных государственного реестра;
д) в случае внесения в карты учета изменений, не затрагивающих содержания свидетельства о регистрации, направляет организации по одному экземпляру каждой измененной карты учета, вторые экземпляры использует в контрольной работе и работе по формированию соответствующей базы данных государственного реестра;
е) отправляет ранее представленные документы, не содержащие сведений об изменениях, на уничтожение в установленном порядке;
ж) в случае несоответствия представленных документов настоящим Требованиям возвращает их организации, которая переоформляет их в течение 10 дней.
При внесении изменений регистрационные номера и даты регистрации зарегистрированных ранее объектов не изменяются, регистрационные номера новым объектам присваиваются в соответствии с приложением N 5.
22. Для внесения в государственный реестр сведений об исключении объекта вследствие ликвидации, вывода из эксплуатации (списания с баланса), сдачи в аренду, консервации (не менее года) объекта, смены эксплуатирующей организации или изменения объекта, в связи с которым у объекта не стало признаков опасности, организация направляет в регистрирующий орган письмо по форме, приведенной в приложении N 3, с приобщением к нему:
а) копии документа, подтверждающего ликвидацию или вывод из эксплуатации (списание с баланса) объекта (в случае его ликвидации, вывода из эксплуатации);
б) карты учета исключаемого из государственного реестра объекта;
в) свидетельства о регистрации, подтверждающего, что этот объект включен в государственный реестр;
г) копии договора аренды (в случае сдачи объекта в аренду).
В случае исключения объекта из государственного реестра вследствие изменений объекта, в связи с которыми у объекта не стало признаков опасности, в письме организации должны быть указаны эти изменения.
При проведении эксплуатирующей организацией мероприятий по консервации ранее зарегистрированного объекта на срок не менее одного года основанием для исключения этого объекта из государственного реестра на время консервации являются подписанные руководителем организации заявление и документы, подтверждающие осуществление указанных мероприятий.
23. Регистрирующий орган в срок до 20 дней:
а) проверяет полноту пакета представленных документов и правильность их заполнения;
б) вносит в государственный реестр сведения об исключении объекта из государственного реестра опасных производственных объектов;
в) в случае, если в государственном реестре зарегистрированы другие, кроме исключенного, опасные производственные объекты, эксплуатируемые организацией, оформляет новое свидетельство о регистрации объектов в государственном реестре, вносит запись о его выдаче в компьютерную базу данных выданных свидетельств, выдает свидетельство о регистрации представителю эксплуатирующей организации, уполномоченному на его получение;
г) сдает копию документа, подтверждающего ликвидацию или вывод из эксплуатации (списание с баланса) объекта, выданное ранее свидетельство о регистрации и соответствующую карту учета в архив, где они хранятся до следующей перерегистрации объектов, эксплуатируемых этой организацией, или, при отсутствии таких объектов, в течение 5 лет, а затем передаются на уничтожение в установленном порядке.
24. В случае зарегистрированного в государственном реестре объекта, у которого отсутствует или неизвестна эксплуатирующая организация, либо от эксплуатации которого ранее эксплуатировавшая его организация отказалась, и при условии, что этот объект может быть признан в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации бесхозяйной недвижимой вещью, регистрирующий орган может обратиться в орган местного самоуправления, на территории которого находится объект, с предложением о признании указанного объекта бесхозяйной вещью с последующим принятием его на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Такой объект исключается из государственного реестра на основании документов, подтверждающих постановку бесхозяйной недвижимой вещи на учет.
Вышеуказанный объект может быть исключен из государственного реестра до признания его бесхозяйной вещью в случае, если у него не стало признаков опасности, на основании акта комиссии, созданной регистрирующим органом, подтверждающего отсутствие у объекта ранее выявленных признаков опасности.
25. В случаях, когда один и тот же объект может быть зарегистрирован регистрирующими органами как Службы, так и другого федерального органа исполнительной власти, он регистрируется регистрирующим органом федерального органа исполнительной власти при условии согласования эксплуатирующей организацией карты учета такого объекта с регистрирующим органом Службы, заверенного печатью регистрирующего органа Службы.
26. В случае утраты свидетельства о регистрации эксплуатирующей организации на основании ее заявления по форме, приведенной в приложении N 3, выдается дубликат свидетельства о регистрации с надписью "Дубликат" в правом верхнем углу.
IV. Требования к формированию сведений и ведению государственного реестра
27. При ведении государственного реестра производится накопление в базе данных государственного реестра сведений о действующих объектах, внесение в банк данных необходимых изменений, анализ и хранение систематизированной информации о зарегистрированных объектах и об организациях, эксплуатирующих эти объекты.
При внесении изменений в государственный реестр производится внесение изменений в базу данных государственного реестра в соответствии с изменившимися сведениями об объекте или эксплуатирующей его организации.
При исключении объекта из государственного реестра производится занесение в базу данных государственного реестра сведений об исключении объекта из государственного реестра вследствие ликвидации, вывода из эксплуатации (списания с баланса) объекта, передачи его в аренду, консервации на срок не менее одного года или изменения объекта, в связи с которым у объекта не стало признаков опасности.
28. Служба ведет государственный реестр на основе совокупности баз данных объектов, зарегистрированных ее территориальными регистрирующими органами, и ведомственных баз данных опасных производственных объектов, зарегистрированных другими федеральными органами исполнительной власти.
Федеральные органы исполнительной власти ведут разделы государственного реестра на основе совокупности баз данных объектов, зарегистрированных самими федеральными органами исполнительной власти (при выполнении ими функций регистрирующих органов), и (или) соответствующих территориальных баз данных.
Занесение сведений о зарегистрированном объекте (объектах) или внесение изменений в базу данных производится регистрирующим органом до выдачи свидетельства о регистрации и возврата карт учета.
29. При выполнении функций по формированию сведений в государственном реестре или его ведомственном разделе территориальный регистрирующий орган осуществляет:
а) прием от соответствующего федерального органа исполнительной власти компьютерной программы регистрации и руководства пользователя программы;
б) автоматизированное формирование базы данных государственного реестра по соответствующей территории, внесение в нее необходимых изменений;
в) передачу территориальных баз данных в соответствующий федеральный орган исполнительной власти в установленные им сроки;
г) предоставление в установленном порядке заинтересованным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления соответствующей информации о зарегистрированных в государственном реестре объектах.
30. При выполнении функций по ведению ведомственного раздела государственного реестра федеральный орган исполнительной власти осуществляет:
а) формирование и ведение списка подведомственных ему регистрирующих органов;
б) передачу списка подведомственных регистрирующих органов в Службу;
в) прием от Службы выделенной ему группы регистрационных номеров, компьютерных программ регистрации и ведения раздела государственного реестра и соответствующих руководств пользователя;
г) автоматизированное формирование и ведение ведомственной базы данных государственного реестра;
д) передачу ведомственной базы данных государственного реестра в Службу;
е) предоставление в установленном порядке заинтересованным федеральным органам исполнительной власти соответствующей информации о зарегистрированных в государственном реестре объектах.
31. При выполнении функций по ведению государственного реестра центральный аппарат Службы осуществляет:
а) предоставление территориальным органам Службы и федеральным органам исполнительной власти выделенных им групп регистрационных номеров, программного обеспечения для регистрации объектов и ведения разделов государственного реестра и соответствующих руководств пользователя;
б) прием территориальных баз данных от территориальных органов Службы;
в) прием от федеральных органов исполнительной власти списков подведомственных им регистрирующих органов и соответствующих ведомственных баз данных;
г) ведение списка регистрирующих органов федеральных органов исполнительной власти;
д) автоматизированное формирование и ведение единой базы данных государственного реестра;
е) предоставление в установленном порядке органам государственной власти и управления, заинтересованным федеральным органам исполнительной власти соответствующей информации о зарегистрированных в государственном реестре объектах.
32. Предоставление информации заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления производится на основании их заявлений путем выдачи выписок из государственного реестра опасных производственных объектов. Заявление должно содержать мотивированное обоснование указанными органами власти соответствия запрашиваемой информации объему, необходимому для выполнения ими своих полномочий.
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13 июля 2006 г. N 682 «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и к ведению этого реестра»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 августа 2006 г.
Регистрационный N 8176
Текст приказа официально опубликован не был